Москва
Москва
Санкт-Петербург
Воронеж
Екатеринбург
Ижевск
Казань
Краснодар
Нижний Новгород
Новосибирск
Пермь
Ростов-на-Дону
Самара
Уфа
Челябинск

Дисграфия

Ещё заболевания на букву «Д»: Дакриоцистит, Дальнозоркость, Дальтонизм, ДВС-синдром, Двурогая матка, Деменция, показать ещёДеменция, Депрессия, Дерматит, Дерматит аллергический, Дерматит атопический, Дерматит контактный, Дерматит пеленочный, Дерматит периоральный, Дерматофития, Диабетическая нейропатия, Диабетическая ретинопатия, Диабетическая стопа, Диарея, Диатез, Дивертикулез толстой кишки, Дизартрия, Дизентерия, Дисбактериоз кишечника у взрослых, Дисбактериоз кишечника у детей, Дислексия, Дисплазия суставов, Дисплазия тазобедренных суставов, Дисплазия шейки матки, Диссоциативное расстройство личности, Дистрофия сетчатки, Дисфункциональное маточное кровотечение, Дисфункция яичников, Дисциркуляторная энцефалопатия, Дифтерия, Долихосигма, Дорзалгия, Дуоденит, ДЦП (детский церебральный паралич), Дыхательная недостаточность

    Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в стойких ошибках. Развивается по причине несформированности высших отделов ЦНС. Заболевание не позволяет детям овладеть грамматическими особенностями языка.

    Согласно статистике, дисграфия имеется более чем у 50% младших школьников и более чем у 30% учащихся среднего звена. Это характеризует форму речевого нарушения как неустойчивую. Распространенность диагноза объясняется тем, что около половины выпускников детского сада идет в школу с фонетико-фонематическим недоразвитием или общим недоразвитием речи. Данные проблемы делают процесс полноценного овладения грамотой невозможным.

    В зависимости от степени выраженности расстройств процесса письма логопеды выделяют:

    • дисграфию (письмо искажается, но функционирует как главное средство общения);
    • аграфию (первичная неспособность овладеть письмом, полная утрата необходимых для этого навыков).

    Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны друг с другом, очень часто выявляются одновременно дисграфия и дислексия (нарушение чтения).

    Виды дисграфии у младших школьников

    С учетом несформированности тех или иных операций письма выделяют следующие виды дисграфии:

    • Артикуляционно-акустическая дисграфия (имеются нарушения звукопроизношения, артикуляции, фонематического восприятия).
    • Акустическая дисграфия (проблемы связаны с фонемным распознаванием).
    • Аграмматическая дисграфия (недоразвитие лексико-грамматической стороны речи).
    • Оптическая дисграфия (несформированность зрительно-пространственного воображения).
    • Дисграфия, обусловленная несформированность языкового синтеза и анализа.

    Дисграфия у взрослых и детей не всегда представлена «чистыми» формами. Очень часто встречаются проблемы смешенного типа.

    Современная классификация дисграфии

    Современная логопедия выделяет специфические и неспецифические нарушения письма. К первой группе относятся:

    • дисграфии (дисфонологические, метаязыковые);
    • дизорфографии (синтаксические, морфологические).

    Неспецифические нарушения письма связывают с педагогической запущенностью, задержками психического развития и пр.

    Причины

    Овладение письмом находится в тесной связи с такими процессами, как фонематическое восприятие, звукопроизношение, лексико-грамматическое развитие и др. Поэтому считается, что дисграфию вызывают причины, которые лежат в основе алалии, дислалии, дизартрии, афазии, ЗПР. Имеются в виду недоразвития или поражения головного мозга в пренатальном, постнатальном и натальном периодах, ставшие следствием:

    • патологии беременности;
    • асфиксии;
    • родовых травм;
    • неравномерного развития мозговых полушарий;
    • энцефалита;
    • менингита;
    • соматических заболеваний, негативно влияющих на нервную систему.

    Среди социальных факторов, способствующих возникновению дисграфии у детей:

    • билингвизм в семье;
    • неправильная или нечеткая речь окружающих людей;
    • невнимание к детской речи со стороны родителей;
    • нехватка речевых контактов;
    • слишком раннее обучение ребенка основам грамоты.

    В группу риска по дисграфии входят дети:

    • с наследственной предрасположенностью;
    • дети левши (в том числе переученные левши);
    • с разными речевыми нарушениями;
    • с конституционной предрасположенностью;
    • перенесшие нейрохирургические вмешательства.

    Причины дисграфии у взрослых другие:

    Симптомы дисграфии

    Признаки дисграфии – это повторяющиеся типичные ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием норм родного языка. Дети могут изменять структуру слова, подменять звонкие звуки парными глухими, нарушать раздельность и слитность написания терминов. При этом они пишут слишком медленно и неаккуратно.

    • При артикуляторно-акустической дисграфии ошибки в письменной речи напрямую связаны с ошибками, который ребенок допускает во время устной речи. То есть он пишет слова так, как произносит.
    • При акустической дисграфии школьник правильно произносит звуки, но его фонематическое восприятие плохо развито. На письме он заменяет буквы, которые соответствуют фонематически сходным звукам (звонкие – глухими, шипящие – свистящими и т.п.).
    • При дисграфии, развывшейся на почве нарушения языкового синтеза и анализа, наблюдается нарушение деления слов на слоги, предложений – на слова. Ученик переставляет местами слоги, буквы, не дописывает окончания, соединяет слова с предлогами, но разделяет их с приставками.
    • При аграмматической дисграфии выявляются множественные аграмматизмы в письменной речи. Дети неправильно изменяют слова по падежам, числам и родам, не могут их согласовывать друг с другом. Также нарушают предложные конструкции.
    • При оптической дисграфии смешивают/заменяют на письме графически сходные буквы (вместо «л» - «м», вместо «ж» - «х»).

    Часто дисграфия сопровождается:

    • неврологическими нарушениями;
    • пониженной работоспособностью;
    • гиперактивностью;
    • повышенной отвлекаемостью;
    • уменьшением объема памяти.

    Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями

    Диагностика

    Диагностикой дисграфии у младших школьников занимаются:

    Оценку уровня сформированности речевой функции осуществляет логопед.

    Главная задача диагностических мероприятий состоит в разграничении дисграфии с незнанием правил правописания, а также в определении формы патологии. Обследование включает в себя этапы:

    • Изучение и анализ письменных работ.
    • Изучение общего и речевого развития.
    • Исследование слуха, зрения, состояния ЦНС.
    • Исследование состояния артикуляционного аппарата, ручной и речевой моторики, определение ведущей руки.

    Также логопед оценивает:

    • звукопроизношение;
    • фонематической синтез, анализ;
    • слуховую дифференциацию звуков;
    • слоговую структуру слов;
    • словарный запас;
    • грамматический строй речи.

    Когда будет изучена сформированность устной речи, проводится обследование письменной речи. Ребенок выполняет задания на списывание рукописного и печатного текстов, пишет под диктовку, составляет описания по картинке.

    Логопедическое заключение выносится на основе данных по типичным ошибкам.

    Лечение дисграфии

    Коррекция дисграфии осуществляется с учетом формы и механизмов нарушения письменной речи. Проводимые мероприятия направлены на:

    • восполнение пробелов в фонематических процессах и в звукопроизношении;
    • формирование грамматической стороны речи;
    • обогащение словаря;
    • развитие четкой и связной речи.

    Достаточно большое значение в структуре логопедических упражнений по коррекции дисграфии занимает аналитико-синтетический аспект. Для каждого ребенка логопед разрабатывает индивидуальную схему развития пространственного и слухового восприятия, памяти, внимания и мышления. Навыки устной речи закрепляют с помощью различных письменных упражнений.

    Для устранения основных болезней, ставших причиной дисграфии, проводятся реабилитационные мероприятия, медикаментозная терапия. Неплохих результатов помогают достичь:

    • гидротерапия;
    • массаж;
    • физиотерапия;
    • ЛФК.

    Опасность

    Дисграфия не представляет опасности для здоровья, однако препятствует адаптации ребенка, его общению с окружающими. Запущенная форма не позволяет детям обучаться в общеобразовательных учреждениях, поступать в колледжи и ВУЗы.

    Очень важно, чтобы решением проблемы занимались не только родители, но и квалифицированные логопеды, неврологи, педагоги. Нарушения письма не могут исчезнуть самостоятельно, поэтому в процессе школьного обучения ребенок с дисграфией должен заниматься с дефектологом.

    Профилактика

    Мероприятия, позволяющие избежать дисграфии, нужно проводить до поступления ребенка в начальную школу. Профилактическая работа включает в себя развитие высших психических функций, благодаря чему отмечается:

    • нормальное овладение навыками письма и чтения;
    • улучшение зрительных и слуховых дифференцировок, пространственного представления;
    • восстановление графомоторных навыков;
    • нормализация сенсорных функций.

    С детями, склонными к дисграфии, необходимо рисовать, лепить, выполнять задания на развитие речи, расширение словарного запаса.

    Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

    ТОП-5 специалистов по дисграфии
    Выбирайте дату, время и записывайтесь:
    Афанасьева
    Оксана Олеговна
    Логопед
    Cтаж 16 лет / Врач второй категории
    Приём от 1500 руб.
    Всего записалось 42 человека
    Фомина
    Марина Владимировна
    Логопед
    Cтаж 26 лет
    Приём от 1650 1535 руб. -7%
    Всего записалось 115 человек
    Мягкова
    Ирина Васильевна
    Логопед
    Cтаж 17 лет
    Приём от 1650 1535 руб. -7%
    Всего записалось 58 человек
    Латинская
    Любовь Семеновна
    Логопед
    Cтаж 43 года / Врач высшей категории
    Приём от 1700 руб.
    Всего записалось 30 человек
    Жигалова
    Кристина Николаевна
    Логопед
    Cтаж 5 лет
    Приём от 1650 1535 руб. -7%
    1
    2
    В этой клинике у врача нет онлайн-расписания.
    Оставьте заявку на запись,
    мы перезвоним вам в течение 10 минут.

    Показать всех специалистов
    Полезная информация:
    Медицинская библиотека

    Полезные статьи о заболеваниях, современных методах лечения и диагностиках

    Диагностические центры

    Вам нужно провести диагностику или обследование? Специализированный портал поможет подобрать диагностический центр рядом с домом.

    Медицинские услуги

    Узнайте, сколько стоят медицинские услуги в разных клиниках. Сравните цены и выберите подходящую.